В период Советского Союза очень часто применялся системный подход. Это касалось различных сфер жизни: экономики, образования, военного дела, медицины, науки, воспитания. Перспективы развития любой отрасли рассматривали и просчитывали институты. Чаще всего применялась многоуровневая или сквозная система развития.
Так, например, если государство было заинтересовано в обороноспособности страны, то вопросы военного дела рассматривались в школах на уроках начальной военной подготовки, в нормы ГТО входило метание гранаты, все изучали историю и военное дело, периодически принимали участие в военных учениях, умели эвакуироваться по сигналу тревоги и оказать первую медицинскую помощь. Каждый юноша должен был отслужить в армии 2 года, после чего был основательно подготовлен к участию в военных действиях.
Подобная сквозная система применялась и в спортивном воспитании. Стране нужны были выносливые, сильные, физически развитые граждане. Поэтому тема развития спортивной личности красной нитью проходила через всю жизнь советского человека.
Уже в детском саду утро ребенка начиналось с утренней зарядки: в спортивной форме, состоящей из маек и шортиков, белых носочков и чешек, карапузы вышагивали по кругу, поднимая руки, ноги, то приседая, то прыгая.
Следом за зарядкой, в течение дня воспитанников детского сада обязательно ждала прогулка и занятия на свежем воздухе или в спортивном зале. Важную роль в подготовке организма к нагрузкам играло закаливание. Так, в некоторых дошкольных учреждениях, во время дневного сна детей укладывали спать на улице. В разные периоды времени входило в моду контрастное обливание водой, а иногда и купание в проруби.
Среди детских садов часто проводились соревнования по принципу эстафет. Назывались они по-разному: «Быстрее, выше, сильнее» или «Малышок». Так в детях с самого раннего возраста воспитывался дух соперничества и желание побеждать.
Школа в своей программе обязательно предусматривала несколько уроков физкультуры, часть которых проходила на улице или в бассейне. Ученики обязательно должны были уметь кататься на коньках и лыжах, поэтому зимой уроки непременно были на свежем воздухе. Конечно, инвентарь оставлял желать лучшего, многие и сегодня вспоминают твердые с коротким голенищем коньки и лыжи с резинками вместо металлического крепления, которые нужно было надевать прямо на валенки.
В перечень обязательных испытаний, которые должен был сдать любой ученик, входили кросс на 2 или 3 километра, бег на короткую дистанцию, прыжки в высоту и в длину, упражнения на брусьях, коне и бревне. Кроме того, надо было уметь кувыркаться и взбираться на канат.
Помимо данных нормативов, урок физкультуры предполагал определенное количество часов командных игр, направленных на развитие координации, реакции и скорости принятия решения. Главное, что ребята учились быть одной командой, получали навыки дружбы, взаимовыручки и дисциплины.
Физкультура была обязательным предметом в период учебного процесса. А вот школьные походы, в которые чаще всего советские октябрята, пионеры и комсомольцы ходили во время каникул или выходных, были не обязательны, но очень любимы и всегда с нетерпением ожидаемы. Что может быть лучше веселого совместного приключения с друзьями? Все те, кто когда-то вот так ходил в поход с большим теплом вспоминают песни у костра, звездную ночь, палатки. Но перед остановкой и разбивкой лагеря был марш-бросок с рюкзаками на спине. Серьезная нагрузка, при которой проверяется выносливость и целеустремленность каждого участника. Это и было частью спортивного воспитания подрастающего поколения.
Огромную роль в привитии полезных навыков, здорового образа жизни и любви к физической культуре играла агитация. Каждый ребенок СССР знал назубок имена всех чемпионов, любимчиков копировали, на них стремились быть похожими, начинали посещать секции и кружки по тому виду спорта, в котором отличился чемпион. Так было, например, когда толпы мальчишек записывались на хоккей, чтобы быть как Валерий Харламов.
Подобных случаев поклонения чемпионам в советской истории была масса. Быть спортсменом было модно, престижно. В школах, институтах, учреждениях и производствах всегда были свои спортивные лидеры, защищавшие честь своего коллектива в личном зачете и в составе команд. В течение года во всех населенных пунктах проводились соревнования, где выявлялись сильнейшие среди школьников, студентов, рабочих и ветеранов.
Так, например, в небольших населенных пунктах могло быть организовано до нескольких десятков спортивных команд от разных заводов.
Предприятия полностью обеспечивали экипировку своих представителей, поощряли победителей путевками или премиями. Фотографии героев и истории их побед размещались на досках почета, а также в местных газетах.
Спортивное воспитание в СССР, полезные привычки обязательно прививались и в семье. Утренняя зарядка, контрастное обливание, пробежка, занятия на турнике, отжимания – этот простой доступный перечень упражнений выполнялся отцом вместе с сыновьями. При этом часто присутствовал соревновательный момент: «Кто отожмется или подтянется больше раз?» Многие с улыбкой вспоминают эстафету «Мама, папа, я – дружная семья», когда вся семья одевала спортивную обувь и форму, и дружно выполняли упражнения.
Часто в фильмах или в книгах, рассказывающих о советском времени мы слышим: «Ты мужчина, ты должен быть сильным». Эти простые слова были реальной мотивацией, которая побуждала к совершенствованию своей физической силы и духа. Что говорить, в процессе спортивного воспитания Советский Союз достиг значительных результатов, которые достаточно часто перерастали в настоящие рекорды. Системный подход приносил свои плоды.